Проект «Автомобиль года» и «Росгосстрах» расскажут, какие машины ржавеют быстрее
«Росгосстрах» поддержал первое в нашей стране глобальное исследование физического состояния автопарка страны. Проект, известный как «Индекс ржавчины», реализуется командой премии «Автомобиль года в России». Он призван оценить как масштаб проблем с кузовными деталями и лакокрасочным покрытием принадлежащих россиянам машин с пробегом, так и потенциал продаж автомобилей в различных сегментах.
Проект стартовал осенью 2024-го и рассчитан на ближайшие 10 лет. Как пояснил руководитель компании «Автомобиль года» Владимир Безукладников, методология предполагает, что в 16 российских городах с миллионным населением исследователи изучают состояние автомобилей, находящихся на парковках возле популярных торговых точек. Фиксируется марка и модель, цвет, год выпуска, наличие повреждений и ржавчины. Парковки отбираются случайным образом. В выборку попадает 6400 автомобилей. «Такая вероятностная репрезентативная выборка позволяет объективно судить о том, в каких сегментах отечественного легкового автопарка назрела наибольшая потребность в обновлении, и учитывать это в стратегии продаж. Кроме того, исследование позволяет судить о том, какие марки и модели больше подвержены коррозии в российских условиях не по рассказам знакомого автослесаря, а на основе валидных данных», — говорит Владимир Безукладников.
Первая волна исследования показала, что сегодня почти треть (31%) автомобилей имеют следы коррозии. Наименьший уровень ржавчины — 16,6% — отмечен в сегменте SUV, к которому относится значительная часть автомобилей, проданных в последние годы. В то же время средний уровень ржавчины для легковых авто малого и среднего класса составляет 44,6%, причем более чем в половине случаев речь идет о довольно серьезных кузовных проблемах.
«С одной стороны, исследование показывает очень серьезную потребность и потенциал спроса на новые машины в России. Но наши исследования и данные статистики продаж показывают, что потребительские намерения изменились за считаные месяцы: сегодня только 49% респондентов рассматривают возможность приобретения автомобиля в ближайшее время, в то время как в прошлом году о таких планах сообщили 63% опрошенных, — добавляет Владимир Безукладников. — При этом снизилась и доля тех, кто рассматривает покупку только нового авто — с 49% до 43%».
В статистике «Росгосстраха» также нашли отражение кардинальные изменения на рынке в последние годы: уход ряда популярных марок, экспансия китайских автопроизводителей, серьезный рост стоимости запасных частей и автомобилей. Это выражается в росте спроса на добровольное страхование со стороны не только владельцев новых машин, но и автомобилей с пробегом — россияне стали лучше осознавать, что без каско даже небольшая авария может привести к значительным финансовым затратам.
«Несмотря на достаточно серьезное снижение продаж новых авто в первом квартале 2025 года, мы за первые три месяца смогли нарастить портфель каско на 13% относительно аналогичного периода 2024 года. Автовладельцы стали более отчетливо понимать клиентскую ценность продуктов добровольного автострахования и все чаще приобретать полисы в нашей компании. Они знают — за нами не заржавеет», — рассказывает директор по развитию автобизнеса «Росгосстраха» Сергей Налбандян.
Он отметил, что «Росгосстрах» плотно работает с дилерами китайских марок и является стратегическим партнером российского автопрома — у компании есть совместные программы страхования со всеми отечественными автопроизводителями.
«АвтоВАЗ, ГАЗ, «Москвич», УАЗ — наши партнеры, и за счет этого мы можем обеспечить владельцам автомобилей всех этих марок не только финансовую защиту, но и оперативный, качественный ремонт у дилеров, — подчеркивает Сергей Налбандян. — Замеры обратной связи от наших страхователей показывают, что индекс клиентской удовлетворенности (CSI) услугами в каско составляет сегодня 8,4 по 10-балльной шкале. Это один из лучших показателей для российского рынка».